Бибигуль Асылова: в Казахстане необходимо расширять сеть частных школ
28.04.2020
В последние годы по всей стране новый импульс развития получили частные школы. Например, в прошлом году открылись 70 таких школ. В этом году планируется запустить еще 13 учреждений. Это особенно своевременно на фоне дефицита ученических мест. Как отметила вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова, бурное строительство частных школ стало возможным благодаря приходу в эту сферу бизнес-партнеров.
Строить частные школы выгодно всем

На тематической онлайн-конференции вице-министр образования определила главные проблемные точки образования: нехватка ученических мест, трехсменное обучение, что порождает перезагруженность школ. По прогнозам МОН, к 2025 году дефицит ученических мест составит 474 тыс. единиц.

Поэтому Бибигуль Асылова подчеркнула, что без строительства частных школ с участием бизнеса эти проблемы не решить. Так, в 2019 году в стране было открыто 70 школ за счет государственно-частного партнерства, создано 20 тысяч ученических мест.

– Такого не было за годы независимости страны, – оценивает масштаб преобразований Бибигуль Асылова. – Мы наблюдаем достаточно динамичное присутствие бизнеса в системе образования, это частные учебные центры, сеть частных вузов с достаточно хорошим рейтингом. Как показывает практика, в прошлом году 70 школ построены без единого вложения бюджетных средств. В этом году планируем открытие еще 13 школ. Бибигуль Асылова заверила участвующих бизнес-партнеров, что министерство вкладывает усилия для создания им условий, в частности, по совершенствованию методики подушевого финансирования, упрощению процедур возмещений затрат и снижению адмбарьеров.

Вице-министра поддержала депутат мажилиса Ирина Смирнова, отметив, что МОН принимает беспрецедентные шаги по развитию сети частных школ. При этом частные учреждения образования строятся в краткие сроки и качественно.

– Сегодня много инвесторов, которые хотят строить школы, – отметила депутат. – Им нужно идти навстречу. Когда они строят, оптимально подходят, стараются, чтобы школа была построена качественно, потому что она, как здание, останется в их собственности. При этом инвестор хочет не только построить, но и в дальнейшем участвовать в образовательном процессе.

Ирина Смирнова добавила, что каждая запущенная частная школа имеет свое «лицо» и высокий менеджмент в рамках госстандарта. В качестве примера привела, насколько «продвинуто» включились такие «скулы» в дистанционный формат обучения, используя передовые технологии.

Ключ решения – подушевое финансирование

О поступательном открытии частных школ МОН задумывалось не первый год. Одним из мощных инструментов привлечения бизнеса в эту сферу, как показывает мировая практика, является подушевое финансирование. При таком механизме планирования госрасходов во главу угла ставится не школа, а ученик, его интересы и права на получение качественного образования.

Вооружившись этим передовым инструментом, министерство с 2013 году внедряет систему подушевого финансирования школ. И государство при этом разгружает с себя обязательства по огромным затратам. Более четко о механизме подушевого финансирования участникам онлайн-конференции рассказал президент АО «Финансовый центр» Аскар Ибраимов. Он привел наглядное сравнение, каков эффект, если финансировать школу по традиционной системе и через подушевое финансирование.
– Из госбюджета только на процесс строительства уходит от трех до шести миллиардов тенге, при этом ежегодное содержание – порядка 300 млн тенге. Если мы сравним с теми расходами, которые государство тратит на одну частную школу, то на одного ребенка в год мы тратим 284 тысячи тенге – это операционные расходы, 266 тысяч тенге – амортизационные расходы. Если мы возьмем аналогичную школу на 1200 мест, то экономия бюджета составит порядка 3,5-4 миллиардов тенге, – привел данные руководитель финансового центра.

По его словам, благодаря госзаказам достигается улучшение условий труда для педагогов, образовательной среды для учащегося, также решается дефицит ученических мест.

– Хотим отметить, что выплата государственного образовательного заказа со стороны МОН не прекратилась, несмотря на то, что школы перешли на дистанционное обучение. Министерство полностью устранило коррупционные риски в рамках размещения госзаказа, убрали все конкурсные процедуры, и сам процесс размещения госзаказа происходит дистанционно. Также предусмотрели ежегодную индексацию размера госзаказа, тем самым устраняются риски для предпринимателя, – сказал Аскар Ибраимов.

Большую поддержку министерству по развитию частных школ оказывает нацпалата «Атамекен». В ходе онлайн-конференции заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Олжас Ордабаев отметил, что бизнес готов прийти на помощь по строительству частных школ.

– Мы за подушевое финансирование. Бизнес готов прийти на помощь, строить эти школы, которые не будут дорогими. Это правильная, смелая и своевременная мера. В период карантина государство оказывает поддержку бизнесу. В частности, освобождает частные школы от нагрузки по фонду оплаты труда, в образовании это достаточно серьезная часть бюджета. Также действуют послабления по налогам, до 1 июня 2020 года предоставляется отсрочка по уплате всех налоговых, соцвыплат и других платежей. Есть диалог, обратная связь от государства, что является хорошим сигналом для бизнеса, – считает О.Ордабаев.

Что скажут сами школы?

Слово на онлайн-встрече скоро взяли руководители частных и госшкол, которые финансируются по новой методике. Первым опытом работы поделилась учредитель частной школы «Дана» в Алматинской области Кулянда Батырбекова.

– Наша школа находится в сельской местности. В школу ходит 478 учеников. Благодаря государственной поддержке развиваемся, скоро начнем строительство второй школы. Вместе с тем, есть некоторые проблемы. Первое – привлечение высококвалифицированных кадров и вопросы по увеличению зарплаты учителям. Второе – необходимо разработать дорожную карту по развитию частных школ, где точно будут указаны строительство школ и маркетинговые исследования, – говорит учредитель частной школы.

Директор начальной школы «Жас Дарын» г. Шымкент Айман Бердимбетова не без гордости отметила, что в рамках госзаказа они бесплатно обучают детей.

– Мы открылись 3 апреля 2019 года. Проектная мощность – 298 ученических мест, охватили обучением 340 учеников. Наша школа бесплатно обучает детей. Также у нас организованы кружки. Мы планируем в 2021 году построить еще одну школу. У нас только одна проблема: обеспечение учеников с 1 по 4 классы учебниками, как это действует в госшколах, – выразила свое обращение Айман Бердимбетова.

Подушевым финансированием в рамках пилота были охвачены не только частные, но и государственные школы. Директор столичной школы-лицея №54 Шакарим Сейсенбаев отметил, что они перешли на подушевое финансирование в 2017 году. С тех пор наблюдаются как положительные изменения, так и некоторые затруднения.

– С внедрением подушевого финансирования мы улучшили материально-техническую базу школы, сделали ремонт, закупили новые компьютеры. Бюджет стал выше, но есть нюанс: у школ с 2700 и 3000 детей примерно он одинаковый. Хотя разница в количестве большая. Это корректирующий коэффициент. Плюс подушевое финансирование не учитывает возраст здания. У нас здание 2007 года постройки, на уход и ремонт требуется больше средств, чем для более новых зданий, – говорит директор столичной школы.

В свою очередь, гендиректор частной школы «Astana Garden School» Нурмухаммед Досыбаев предложил свое видение для быстрого привлечения инвесторов в сферу частных школ.

– Преградой для этого является норматив о возмещении затрат инвесторам, который привязан с подушевым финансированием. Предлагаем их разделить. Второй вопрос: увеличение самого норматива подушевого финансирования. Например, за рубежом школы, которые построены частниками, работают как некоммерческие организации. И государство выделяет им подушевое финансирование ровно в таком объеме, чтобы хватило на функционирование в одну смену. Наши нормативы разработаны на основе госшкол, которые работают в две и более смены, поэтому есть небольшая коллизия. Если изменить наши нормативы на основе односменных школ, то это будет хорошая тенденция, – уверен Нурмухаммед Досыбаев.


Выслушав мнения руководителей школ, вице-министр образования Бибигуль Асылова заверила, что все мнения будут учтены. И еще раз напомнила, что министерство открыто для диалога и продолжит работу по развитию ГЧП. В частности, в настоящее время ведется работа по совершенствованию методики подушевого финансирования, созданию условий для бизнеса, сроков возмещений затрат и снижению административных барьеров.

Автор: Асет СЫЗДЫКОВ
Ссылка на новость: https://bilimdinews.kz/?p=100722
Контакты
Нурмухаммед Досыбаев
E-mail: dossybayev.n@gmail.com