Бег по кругу, или почему реформы образования не дают плоды
29.05.2020
В Казахстане, пожалуй, сложно найти другую отрасль кроме образования, которая бы так активно реформировалась за последние десятилетия и так мало бы от этого улучшилась.

На третьем заседании НСОД, которое было посвящено развитию человеческого капитала, в частности вопросам развития сферы образования, Касым-Жомарт Токаев раскритиковал качество казахстанских учебников и предложил ввести персональную ответственность разработчиков за них, поручил поэтапно перевести учебные пособия в цифровой формат и дал ряд других указаний. Но в целом диагноз системе образования Глава Государства поставил неутешительный.

«Казахстан серьезно отстает от развитых стран по международной оценке уровня знаний учащихся. Основная причина — в недостаточности выделяемых средств, а также в отсутствии продуманности реформ в этой исключительно важной сфере», — подчеркнул Президент.

Участники заседания отметили, что пандемия коронавируса и мировой кризис показали, какие именно профессии являются ключевыми для нашей страны. Это врачи, учителя, полицейские и предприниматели. Но, к сожалению, на эти профессии общество давно уже наклеило негативные социальные ярлыки, а корень зла кроется в подготовке этих кадров.

Как же прекратит нерезультативный бег по кругу реформ образования, который не даёт главного – результатов? Накануне заседания НСОД своё видение проблемы и путей её решения в своём обращении к Президенту Токаеву изложил директор инновационной школы Astana Garden School и выпускник Кембриджского университета Нурмухаммед Досыбаев.

«Как всем известно, по всем показателям международных и локальных исследований (PISA, PIRLS, PIAAC, TIMSS, ICILS, НКТ) качества образования наша страна на самых низших позициях. Более того, каждое новое исследование в очередной раз показывает, что система образования продолжает деградировать. К сожалению, не спадает динамика по части преступности среди несовершеннолетних, буллинга, ранней беременности, и количества учащихся незаинтересованных в учебе, часто пропускающих занятия. Но на данные факты уполномоченный орган конкретными стратегическими мерами никогда ранее не реагировал. В последнее время, все действия МОН РК в большинстве, к сожалению, носят тактический характер, хоть и считаются эффективными, но по своей сути сводятся к решению лишь временных операционных вопросов (например, автоматизация процессов и ликвидация отчетности)», - считает эксперт.

Он также совершенно правильно отмечает, что каждый казахстанский родитель мечтает, чтобы именно его ребенок учился в полноценной школе с качеством образования как в государственных НИШ, КТЛ или РФМШ, но таких школ всего лишь 1% от всех школ Республики. А это значит, что все остальные дети, обучающиеся в оставшихся 99% школ, которые со времен распада союза остаются двухсменными и трехсменными, будут лишены права на качественное образование, гарантированное Конституцией РК.

Указывает Досыбаев и на сложную и неэффективную систему Министерства образования и науки, которое обладает необычайно широким кругом обязательств и полномочий, в гуще которых, однако, теряется и путается цепочка официальных лиц, несущих ответственность за все вышеперечисленные проблемы, сбои и противоречия.

Но проблемы системы образования, собственно, хорошо известны, куда важнее понимать, как же их решить. Что же предлагает Нурмухаммед Досыбаев для исправления существующего безрадостного положения вещей и низкого качества отечественного образования?

В первую очередь, изменить систему государственного управления и регулирования сферы образования.

«Министерство, несмотря на формальное наличие возможностей как уполномоченного органа, на практике никогда не требовал отчета с руководителей акиматов за отсутствие качества образования в их регионе. Существующая политика разделения ответственностей, полномочий и ресурсов между центральным органом в области образования и местными исполнительными органами привела к диспропорции и неравенству школ между регионами, и успела полностью дискредитировать себя. Поэтому, в целях скорейшего выравнивания разрастающегося разрыва в качестве образования между школами и регионами, предлагаем напрямую подчинить все органы управления образования и организации дошкольного, среднего и профессионально-технического образования Министерству, передав ему не только ответственность, но и полномочия, и ресурсы», - пишет в обращении Досыбаев.

Эксперт отмечает, что не должно быть такого, чтобы за образование вроде отвечают все, но в конечном итоге не отвечает никто. И напоминает, что в истории современного Казахстана, мы никогда ранее не слышали такого, чтобы министры либо акимы уходили из-за серьезных проблем, связанных с качеством образования.

Также предлагается разделить МОН РК на Министерство просвещения и Министерство высшего образования и науки. Первое в таком сценарии сможет полностью сфокусироваться на вопросах дошкольного, среднего и профессионально-технического образования, а второе будет заниматься про профильными темами, тем более что фундаментальная наука в нашей стране фактически отсутствует.

«Реформа как таковая возможна только при условии увеличения финансирования, улучшении условий труда и повышении статуса самой профессии в массовом сознании и культуре и целевой подготовкой педагогических и управленческих кадров по опыту Сингапура и Финляндии» - считает Досыбаев.

Опыт Финляндии и успехи этой страны в сфере образования всемирно признаны и перенимать лучшие практики логично. Но вот не разобьются ли эти новые благие намерения о стену бюрократии, непрофессионализма чиновников от образования, дефицита педагогических кадров и прочие уже давно пустившие корни системные проблемы нашего многострадального образования? Фокусирование внимания Президента и НСОД на проблемах образования, безусловно, дают надежду на то, что, наконец, будут предприняты правильные шаги. Что ж, поживём – увидим.

Автор: republicQZ
Ссылка на новость: https://yvision.kz/post/857984
Контакты
Нурмухаммед Досыбаев
E-mail: dossybayev.n@gmail.com