Публикации в СМИ

Казахстан — один из худших по образованию. Исследование

Корреспондент Bizmedia.kz узнал, что в рейтинге лучших стран по образованию US News & World Report Казахстан занял 71-е место из 78.
Лидерами рейтинга, по мнению экспертов, стали США, Великобритания и Германия. Самая слабая позиция — у Гватемалы.

Среди стран СНГ, участвующих в рейтинге, Казахстан обогнал только Узбекистан. Лучше позиции, чем у РК, оказались у России, Украины, Беларуси и Азербайджана.

Почему образование плохое?

Первым делом стоит отметить, что в прошлом году из-за некачественной системы образовательных программ в ряде вузов РК министерством образования были отозваны лицензии, что прямым образом играет роль в столь неблагоприятных позициях Казахстана.

В министерстве образования тогда уверяли, что они хотят сократить количество вузов и оставить только качественные учебные заведения. При этом студенты были в шоке, потому что это случилось внезапно, они были не готовы и были не согласны с МОН. Долгое время они не знали, что дальше делать, потому что вуз говорил одно, МОН — другое. И пока шли судебные разбирательства и вопрос висел в воздухе, страдали студенты и преподаватели. И в то же время казахстанская общественность сетовала, что у казахстанского образования есть проблемы куда более насущные, нежели закрытие учебных заведений.

Теперь же давайте вернемся к другой неприятной части вышеприведенного рейтинга: из Казахстана выбыло студентов на 89,9% больше, чем в 2020/19 учебном году — сразу 115,2 тыс. человек. Увеличение численности выбывших студентов наблюдается уже три года подряд. Так, в 2018/19 учебном году выбыло 51,8 тыс. студентов (плюс 3,4% за год), в 2019/20 году — 60,7 тыс. (плюс 17,1%)».

Среди выбывших в другие учебные заведения перевелись 24,7 тыс. студентов (в 2,6 раза больше, чем годом ранее); 22,9 тыс. студентов были переведены на другие формы обучения в том же учебном заведении (рост — в 2 раза); 22,5 тыс. студентов выбыли из-за финансовых трудностей (сразу плюс 82,2%); 21,4 тыс. студентов ушли по собственному желанию (плюс 51,3%).

Еще 10,3 тыс. студентов выбыли из-за нарушения учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка (рост — в 2,6 раза), 8 тыс. студентов — по неуспеваемости (плюс 44,8%), 746 студентов были призваны в ряды Вооруженных сил (плюс 0,7%), 221 студент выбыл по состоянию здоровья (плюс 18,8%).

В 2020/21 учебном году лишь 34% из общей численности студентов обучались на государственном гранте: 196,1 тыс. человек — на 8,9% больше, чем годом ранее. В свою очередь, платно обучались 380,5 тыс. студентов — на 10,3% меньше, чем годом ранее, заявлено на сайте.

Всем казахстанским абитуриентам, чтобы поступить в местный вуз, вне зависимости от формы обучения, на грант или платно, необходимо сдать ЕНТ и ряд вступительных экзаменов для некоторых специальностей. В то же время для иностранных граждан в Казахстане возможностей поступить в вуз больше.

Иностранцам нет необходимости сдавать ЕНТ, нет таких жестких временных рамок для сдачи документов, как у граждан РК (только после окончания школы и до конца/середины августа). Иностранцы могут подать документы на поступление в вузы и зимой, и летом, зачисление иностранных граждан осуществляется в соответствии с академическим календарем за пять дней до начала следующего академического периода.

За полный 2020 год из РК в связи с учебой за границей выбыли 102 человека — в 2,4 раза меньше, чем годом ранее. В 2020-м впервые было зарегистрировано сокращение численности выезжающих студентов, и с учетом пандемии COVID-19 это ожидаемо. С 2016-го по 2019 год в стране наблюдался стабильный рост численности выезжающих студентов.

Основатель и гендиректор Astana Garden School и педагог английского языка Нурмухаммед Досыбаев с немалой долей критики высказывался о причинах краха системы высшего образования в стране. Господин Досыбаев изучал вопросы влияния и внедрения цифровизации на развитие казахстанской системы школьного образования в Кембриджском университете. Он работал в разных казахстанских школах, университетах и в профильном ведомстве Шымкента, а потому изнутри знает все слабые места отечественного образования.

Высшее образование страны нуждается в тотальной перезагрузке и реальной свободе. Дистанционное обучение показало, кто есть кто и что есть что. Как бы сильно правда ни колола глаза, давайте честно признаемся: крах казахстанской системы высшего образования наступил уже давно, а в государственных и национальных вузах он наступил еще раньше.

В результате, согласно ежегодному рейтингу НПП и МОН РК, за исключением одного автономного государственного вуза в лице НУ, в стране остались всего пара частных и получастных вузов и единицы госвузов, которые чудным образом выжили и которым пока получается достойно исполнять свои миссии по подготовке и выпуску дипломированных специалистов, соответствующих ожиданиям и удовлетворяющих потребности работодателей, МСБ, производства и других отраслей экономики страны. Вот таких реальных результатов как раз и не хватает в масштабах всей страны.

У эксперта есть свое мнение о том, почему университеты оказались в таком беспомощном состоянии. Он назвал сразу 11 факторов, повлиявших на это:

1. В связи со слишком большим вовлечением госаппарата в вопросы регулирования и контроля образовательной сферы и, наоборот, полного отсутствия общественного контроля и подотчетности исполнительного органа вузов перед обществом. На деле корпоративное управление вузом смогло заработать только в частных и получастных вузах, а былое влияние учредителей госвузов как было огромным, таким и осталось.

2. В целом вузы остаются заложниками сложившейся ситуации и пожинают плоды системы среднего образования, которое нуждается в улучшении в первую очередь. Борьба за имеющийся небольшой пул академически талантливых выпускников школ, которых вырывают то российские, то зарубежные вузы с грантовым финансированием (где наблюдается профицит студенческих мест в связи со спадом рождаемости), то свои локальные вузы с уникальными условиями поступления и обучения и географически выигрышной локацией с каждым годом осложняют эту конкуренцию.

3. Низкое качество выпускников медицинских, инженерных и научно-технических специальностей также связано со слабой инфраструктурной базой вузов, возникшей в связи с хроническим недостатком финансирования капитальных затрат университетов и отнимающей время всех сторон существующего бюрократизма в вопросах госзакупа нужных инструментариев или, например, реагентов.

4. Низкоквалифицированные кадры в самих госвузах в результате низких зарплат и ограничений согласно зарплатной сетке гражданских служащих. Нередко можно встретить, как студенты исправляют своих же преподавателей, яркий тому пример — факультеты английского языка, куда все чаще поступают дети с IELTS 6.0 и выше.

5. Существующая ставочная система оплаты труда ППС и содержание заключенных трудовых договоров. Рассмотреть переход от 32-часовой за два семестра модели, которая не способствует развитию науки и самостоятельной работе, к 40-часовой в неделю рабочей модели, которая включает вовлеченность и работу сотрудника на целый день, а не по часам.

6. Вынужденная мера госвузов по зарабатыванию дополнительных денег для залатывания не покрывавшихся госфинансированием операционно-хозяйственных дыр через немеренный прием платников, заочников и дистанционников. Развитие исследовательских вузов должно идти через участие в научно-грантовом финансировании. А операционная деятельность преподавательских госвузов должна в полной мере дотироваться госбюджетом и лишь частично за счет платы от заинтересованных в знаниях студентов.

7. Вдобавок к этому наличие большого контингента незаинтересованных студентов на тех или иных программах, в которые они в отличие от зарубежных вузов не отбираются самими преподавателями, а попадают в обход университетов по внешнему конкурсу через систему госгрантов. На уровне школ необходимо внедрять систему профориентации на раннем этапе их развития.

8. Возникновение неконкурентоспособной среды в стенах госвузов, влекущей к снижению мотивации студентов с понижением мотивации самого ППС.

9. Возникающие в таком результате плагиат и элементы коррупции для закрытия сессий со стороны незаинтересованных студентов, которым важна только «корочка». Может, для решения проблем с плагиатом на уровне ППС стоит рассмотреть возможность законодательного закрепления лишения научных званий ученого и запрета на публикации при выявлении у них плагиата и/или недостоверности результатов опубликованного исследования?

10. Невысокое качество руководящего состава самих вузов, их стиль и формат управления академическими и финансово-хозяйственными процессами, их знания, опыт и компетенции, видение и стратегия развития. Царящая атмосфера, некомфортная рабочая среда для ППС, слабая корпоративная культура и дух единства. Все это, несомненно, влияет на исходный результат.

11. Все это усугублялось требованием постоянных отчетностей со стороны госаппарата, на ежегодной основе увеличивающего объем госзаказа, грантов и стипендий, который тоже не смог позволить вузам остаться наедине с бюджетными деньгами.

Касым-Жомарт Токаев о проблеме образования

Президент Касым-Жомарт Токаев поручил открывать больше технических вузов и сосредоточиться на инженерных специальностях. Об этом он заявил на заседании мажилиса парламента 11 января.

По словам президента, безусловным приоритетом для страны является повышение доступа к качественному образованию.

undefined

По его словам, злободневным остается вопрос доступности высшего образования. «Особое внимание следует уделить выделению целевых грантов для молодежи из густонаселенных регионов страны. Для построения новой экономики важно повышение конкурентоспособности вузов», — считает Касым-Жомарт Токаев.

Он напомнил, что недавно в Казахстане стали открывать филиалы ведущих зарубежных вузов.

undefined

В целом, отмечает он, «всем нужно изменить взгляд на образование». «Пора увлечения гуманитарными специальностями прошла. Приоритет нужно отдать техническим профессиям, предстоит взрастить новое поколение инженеров, промышленников», — сказал глава Казахстана.

Зарплаты у педагогов

В четвёртом квартале 2021 года среднемесячная номинальная заработная плата работников сферы образования составила 219,2 тыс. тг — на 24,2% больше, чем годом ранее. Реальная покупательная способность заработных плат в секторе выросла на 14,3% за год.

В целом среднемесячная зарплата в РК достигла 275,6 тыс. тг — на 25,7% больше, чем в сфере образования.

Напомним: в аналогичном периоде 2020 года СЗП работников сферы образования составляла 176,5 тыс. тг, плюс 25,9% за год.

Наибольшую заработную плату в секторе получают работники высшего образования (299 тыс. тг), наименьшую — работники дошкольного образования (112,6 тыс. тг).

В секторе среднего образования работники получают 246,9 тыс. тг, во вспомогательном образовании — 203,7 тыс. тг, в начальном образовании — 180,1 тыс. тг, в прочих видах образования — 175,4 тыс. тг.

В региональном разрезе больше всего в секторе получают работники столицы: 344,5 тыс. тг — на 15,7% больше, чем годом ранее. В тройке лидеров также оказались Алматы (265,4 тыс. тг) и Алматинская область (247,4 тыс. тг). Меньше всего работники образования получают в Западно-Казахстанской области: 181,7 тыс. тг.

В четвёртом квартале прошлого года в секторе было занято 1,1 млн человек — на 1% больше, чем годом ранее.

Больше всего занятых в сфере образования зафиксировано в Туркестанской области: 142,9 тыс. человек, годовой рост — на 3,2%. В тройку лидирующих регионов также вошли Алматинская область (128,6 тыс. человек) и Алматы (91,2 тыс. человек).

Меньше всего занятых было зарегистрировано в Северо-Казахстанской области: 35,2 тыс. человек.

Качество

В рейтинге стран по качеству системы образования Казахстан занял 62-е место из 93 в мире. Индекс страны составил 51, индекс возможностей — 43,65 из 100. Чем выше индекс страны, тем лучше считается система образования страны и тем выше возможности студентов. Это данные были обнародованы 17 сентября 2021 года.

Индекс качества системы образования оценивает государственную систему образования, готовность студентов учиться в вузах, финансирование университетов, количество высших образовательных учреждений в различные мировые рейтинги.

Индекс возможностей оценивает уровень грамотности взрослых, выпускные курсы, показатели начальной и средней школы, долю государственных расходов на образование от ВВП и множество других параметров.

Лучшими странами в сфере образования были названы Великобритания (Соединённое Королевство), США и Австралия. Замкнула рейтинг с наихудшими показателями Ботсвана.

Среди стран СНГ, попавших в рейтинг, показатели качества системы образования лучше, чем в Казахстане, оказались в России (36-е место) и Кыргызстане (55-е место). Хуже, чем в РК, ситуация в Азербайджане (69-е место) и Туркменистане (86-е место).

В 2020/2021 учебном году в стране насчитывалось 125 самостоятельных высших учебных заведений — столько же, сколько и годом ранее.

Треть всех учреждений находится в Алматы (41 вуз). Концентрация вузов высока также в двух других мегаполисах страны — Нур-Султане (15 заведений) и Шымкенте (10 заведений).

В текущем учебном году в вузах страны обучались 576,6 тыс. студентов — на 4,6% меньше, чем годом ранее. Сокращение численности обучающихся наблюдается впервые за последние пять лет.

На начало учебного года в вузы прибыло 105,2 тыс. студентов — на 3,7% больше, чем в 2020/2019 учебном году.

При этом выбыло студентов на 89,9% больше, чем в 2020/2019 учебном году — сразу 115,2 тыс. человек. Увеличение численности выбывших студентов наблюдается уже три года подряд. Так, в 2018/2019 учебном году выбыло 51,8 тыс. студентов (плюс 3,4% за год), в 2019/2020 году — 60,7 тыс. (плюс 17,1%).

Напомним, что в последнее время из-за некачественной системы образовательных программ в ряде вузов РК Министерством образования были отозваны лицензии.

Среди выбывших в текущем учебном году в другие учебные заведения перевелись 24,7 тыс. студентов (в 2,6 раза больше, чем годом ранее); 22,9 тыс. студентов были переведены на другие формы обучения в том же учебном заведении (рост — в 2 раза); 22,5 тыс. студентов выбыли из-за финансовых трудностей (сразу плюс 82,2%); 21,4 тыс. студентов ушли по собственному желанию (плюс 51,3%). Ещё 10,3 тыс. студентов выбыли из-за нарушения учебной дисциплины и правил внутреннего распорядка (рост — в 2,6 раза), 8 тыс. студентов — по неуспеваемости (плюс 44,8%), 746 студентов были призваны в ряды вооруженных сил (плюс 0,7%), 221 студент выбыл по состоянию здоровья (плюс 18,8%).

В 2020/2021 учебном году лишь 34% из общей численности студентов обучались на государственном гранте: 196,1 тыс. человек — на 8,9% больше, чем годом ранее. В свою очередь, платно обучались 380,5 тыс. студентов — на 10,3% меньше, чем годом ранее.

Напомним, всем казахстанским абитуриентам, чтобы поступить в местный вуз, вне зависимости от формы обучения, на грант или платно, необходимо сдать ЕНТ и ряд вступительных экзаменов для некоторых специальностей. В то же время для иностранных граждан в Казахстане возможностей поступить в вуз больше.

Иностранцам нет необходимости сдавать ЕНТ, нет таких жёстких временных рамок для сдачи документов, как у граждан РК (только после окончания школы и до конца/середины августа). Иностранцы могут подать документы на поступление в вузы и зимой, и летом, зачисление иностранных граждан осуществляется в соответствии с академическим календарем за пять дней до начала следующего академического периода.

Заметим: казахстанские студенты при поступлении в иностранные вузы также не имеют необходимости сдавать местные экзамены, подобные ЕНТ. Причём при таком раскладе казахстанцы имеют возможность поступить в вузы, которые могут быть намного выше казахстанских в международных рейтингах.

За полный 2020 год из РК в связи с учёбой за границей выбыли 102 человека — в 2,4 раза меньше, чем годом ранее. В 2020-м впервые было зарегистрировано сокращение численности выезжающих студентов, и с учётом пандемии COVID-19 это ожидаемо. С 2016-го по 2019 год в стране наблюдался стабильный рост численности выезжающих студентов.
Публикации в СМИ