Публикации в СМИ

Из Кембриджа в Шымкент

Руководитель успешных проектов основал компанию, которая планирует стать стать аналогом Big 4 в сфере образования
Нурмухаммед Досыбаев — преподаватель английского языка, мастер педагогики Кембриджского университета, сооснователь и CEO стартапа CA Garden Schools. Мечтает, чтобы у всех школ страны были равные возможности.

Учеба в престижном вузе и начало карьеры

Проработав в педагогике шесть лет, в 2014 году Нурмухаммед решил изучать технологию образования и через «Болашак» подал в Кембриджский университет. Его приняли, и после шести месяцев курсов по академическому английскому, он приступил к учебе по специальности «Исследование образования». Проще говоря, он изучал, как нужно правильно учиться и учить.

После магистратуры получил заветное приглашение на докторантуру Кембриджского университета и приступил к поискам финансирования. В поиске спонсора он вернулся в Казахстан, и по рекомендации посла Казахстана в Великобритании встретился с акимом Шымкента.

Аким не помог ему найти спонсора, но предложил не покидать страну и применить полученные знания в управлении образования Шымкента. Нурмухаммеду доверили курировать отдел, занимающийся академическим развитием всех государственных школ города. И вместе со своей командой он реализовал несколько образовательных IT-проектов. За применение новых знаний и технологий в этой сфере в конце года молодой госуправленец получил специальную награду и благодарственное письмо.

Теперь подробнее о самих проектах со слов Нурмухаммеда.

Работа на госслужбе

Изучив и перебрав тонны бумаг в управлении образования, я понял, что главный корень проблемы, в первую очередь, ни в низкой успеваемости детей, ни в слабых учителях, ни в нехватке школ и учебных принадлежностей. Все дело было в коррупции и в отсутствии прозрачности.

После обсуждения этих проблем с экспертами, педагогами и активными родителями выяснилось, что должность учителя можно было «купить» за определенную сумму, а зачислить ребенка в первый класс, в зависимости от престижности учебного заведения, так же не обходилось без "вознаграждения". Конечно, это неподтвержденные данные, но этого было достаточно.

Мы принялись за работу. По инициативе и поддержке акима, решили реализовать специальный проект T-Hunter, который должен был если не искоренить, то существенно снизить уровень коррупции и непрозрачности при трудоустройстве учителей.

Портал T-Hunter — это специальный сайт, похожий на Headhunter, только для учителей. Мы его открыли, провели разъяснительные работы и обязали руководителей всех городских школ выставлять все вакансии, чтобы любой кандидат мог их видеть и свободно подать заявку.

Это лишило руководителей школ возможности принимать учителей на работу единоличным решением, что значительно сузило почву для коррупции. Директор не имеет права одобрять или отклонять заявки на свое усмотрение. На собеседование может попасть любой учитель из любого города и области, подав электронные документы с цифровой подписью.

Затем мы тщательно разработали процесс собеседования. Первым делом учредили комиссию из 11 человек, в составе которой были: директор школы, представитель управления образования, член родительского комитета, представители СМИ и НПО — с правом голоса, а также свободные наблюдающие без права голоса.

Кандидат на вакантную должность подает заявку через портал, получает автоматическое сообщение с указанием места и времени проведения собеседования. Во время собеседования кандидат отвечает на вопросы членов конкурсной комиссии и наблюдателей, по результатам которых проходит тайное онлайн-голосование. Результаты фиксируются и моментально публикуются на сайте. Я лично был в составе этой комиссии и следил за собеседованиями. Грубо говоря, подкупить всю комиссию было невозможно.

В начале учителя отнеслись к такому новшеству скептически и продолжали искать вакансии по привычным каналам. Но после первых успешных приемов на работу дело стало налаживаться. Сейчас на этом портале зарегистрировано 3374 пользователей, прошли 742 конкурсных комиссий, столько же учителей устроились на работу.

У нас получилось сделать успешный кейс автоматизации образовательных процессов и получить доверие. Учителя, среди которых было много молодых людей, поверили нам, что это возможно — устроиться на работу без знакомств, без взяток, открыто и честно.

Сайт School.Shymkent

Когда мы поставили этот проект на конвейер — обучили персонал, получили доверие учителей, консультации от самих директоров школ, и сайт T-Hunter заработал активно, наша команда взялась за второй проект. Нужно было сделать прозрачным и удобным процесс зачисления детей в государственные школы.

Мы хотели, чтобы каждый ребенок был принят в первый класс в независимости от уровня его подготовки, статуса родителей, места проживания и тем более без взяток. Разработали сайт для подачи онлайн-заявления на зачисление ребенка в школу.

Это работало так: 1 июня объявляется набор в школы. В список зачисленных учеников попадают те, кто первым подал заявление. Никаких фокусов.

Это лишило руководителей школ возможности права решать самим, кого принимать, а кого нет. То есть, если родитель вовремя подал онлайн-заявление, прикрепил скан-копии всех нужных документов, ему даже не нужно идти в школу для регистрации.

Очень важный момент — директора школ не имеют права отказывать в приеме, любой отказ должен быть обоснован объяснительной в управлении образования. За время моей работы ни одного такого случая не было. В 2017 году через портал School.Shymkent в школы были зачислены 9767 учеников, это почти половина всех зачислений по городу за тот период.

Этот кейс стал хорошим примером реализации программы «Цифровой Казахстан — 2020» и был особо отмечен министром образования Ерланом Сагадиевым на заседании правительства. Я очень горжусь нашей работой.

После того как мы с командой выполнили задачи по этим проектам, я начал все чаще думать о своих глобальных целях и идее запустить образовательно-социальный стартап.

CA Garden Schools

Жизнь и учеба в Кембридже помогли мне сформировать жизненную миссию. Я хочу принимать участие в подготовке нового поколения воспитанных, здоровых, интеллектуально-развитых и успешных личностей.

Чтобы реализовать эту миссию, я хотел основать компанию, которая применяла бы новые подходы в развитии человеческого капитала и выводила казахстанское образование на экспорт в страны Центральной Азии.

Волею судьбы в момент таких раздумий в мае 2017 года я познакомился с Жанатом Рахмани — директором Ustudy —самого крутого, на мой взгляд, проекта в сфере образования в Казахстане. Мы поговорили. Он рассказал мне про свои идеи и очень вдохновил.

На одной нашей встрече Жанат рассказал мне об одном перспективном проекте, идею которого он вынашивал уже два года. Идея пришлась мне по душе, так как совпала с мировоззрением и жизненной миссией. И после недолгих переговоров я перешел в его команду. В ноябре 2017 года мы основали компанию CA Garden Schools.

Это дело моей мечты, то чему я обучался в Кембридже и планировал реализовать в Казахстане. Сейчас мы делаем комплексную диагностику образовательных учреждений, преимущественно в среднем образовании — для частных и государственных школ.

Другими словами, ищем корень проблем через научный подход, и на основе анализа больших данных предлагаем эффективные решения. Это как компании «Большой Четверки», только в сфере образования.

Мы презентовали свои идеи и разработки частным школам, управлениям образования и Министерству науки и образования. Акимат Астаны предложил нам сотрудничество по модели социального партнерства.

Я уверен, что за просвещение будущего поколения ответственность лежит на плечах не одного государства, но также их родителей, среды проживания, общества и бизнес-структур.

Поэтому, мы решили в пилотном режиме провести диагностику для одной из столичных школ, пока на безвозмездной основе. Хотим продемонстрировать как работают наши решения и конкретные результаты.

Наша команда начала проводить исследование-анализ, которое включает диагностику текущего состояния школы по качеству образования, успеваемости детей, подготовки к олимпиадам, инфраструктуры, связи с общественностью, привлечения спонсоров и создания благоприятных условий для учителей и т. д.

В нашей команде работает 20 человек, среди которых сильные аналитики, методисты и управленцы с огромным опытом, в том числе международным.

В конце мы подготовим документ-предложение для управления образования, в котором разработаем подробный план с инструкцией, как уменьшить бумажную работу учителей, повысить качество преподавания, установить правильные отношения с родителями и выпускниками, а также привлекать инвесторов и меценатов-бизнесменов.
Публикации в СМИ