5 главных проблем нашего образования и их решение. Новый взгляд на школьную систему от Нурмухаммеда Досыбаева.
Нурмухаммед Досыбаев прошел впечатляющий путь от простого учителя до основателя независимой частной школы международного формата «Astana Garden School». Он последовательно и вдохновленно работает над системными улучшениями в сфере казахстанского образования.
Нурмухаммед Досыбаев
Магистр в области государственного управления и исследований в сфере образования Кембриджского университета, генеральный директор «Astana Garden School»
Нурмухаммед Досыбаев прошел впечатляющий путь от простого учителя до основателя независимой частной школы международного формата «Astana Garden School». Он последовательно и вдохновленно работает над системными улучшениями в сфере казахстанского образования.
Нурмухаммед Досыбаев
Магистр в области государственного управления и исследований в сфере образования Кембриджского университета, генеральный директор «Astana Garden School»
5 ПРОБЛЕМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Система оценивания
В традиционной системе образования вы начинаете с пятёрки или «A», и каждый раз, когда у вас что-то выходит не так, ваша оценка становится всё ниже и ниже. В лучшем случае – это демотивация, а в худшем случае оценка не имеет ничего общего с миром, в котором вы живете уже как взрослый человек.
2. «Sage on the Stage» или дословно «Мудрец на сцене»
В большинстве классных аудиторий учитель читает лекцию учащимся, половина из которых скучает, а другая половина пребывает в растерянности. Модель учителя как фокуса образовательного процесса пришла к нам со времён дефицита, когда великие педагоги и сильные школы были большой редкостью.
3. Релевантность
Когда я вспоминаю школу, я осознаю, насколько многое из того, чему я обучился, никогда не пригодилось позднее в жизни, и сколько важных уроков успеха я вынужден был добыть сам.
4. Шаблонность мышления и воображения
Наверное, больше всего меня беспокоит архаичная связь нынешних школ с массовым фабричным/заводским производством времён индустриализации. Учебные программы настолько структурированы «зубрёжкой», что подавляется оригинальность и неординарность у абсолютного большинства детей. Я вспоминаю свои школьные годы, когда всякая моя необычная мысль, которая вела в конечном счёте к прорыву или открытию, воспринималась как банальный бред юноши-максималиста. Где сейчас поддерживаются сумасшедшие, бредовые идеи в наших школах? Где поддерживается нестандартное мышление и необузданное воображение?
5. Скукота
Если учёба в школе – это обуза, скучная или без эмоций, то самый важный двигатель познания человека – страстная увлечённость – напрочь исключена. Когда наши дети заучивают факты и цифры, пассивно сидят в классе и штудируют нудное национальное тестирование, то сама цель высокого балла не оправдывает вышеперечисленные средства. Это и у нас, и в России, и в США. Согласно опросам в США, более 50% американских школьников, бросивших школу, называют скуку как причину №1 своего ухода из школы.
5 ПРИНЦИПОВ ДЛЯ ИХ РЕШЕНИЯ
1. Страстная увлеченность (Passion)
Вы не поверите, если я скажу, что большинство людей не имеют миссии в жизни. Призвания. Что-то, что каждое утро поднимало бы их из постели. Самый ценный ресурс для человечества – это неуёмный и пылкий человеческий разум, поэтому так важно создание будущего для страстно увлечённых детей. Своих же детей я хотел бы поддержать в поиске их страсти или цели жизни, чего-то уникального для них самих.
2. Любознательность (Curiosity)
Это качество, врожденное у детей, но потерянное у большинства взрослых в течение их жизни. В мире Google, роботов и искусственного интеллекта воспитание ребенка, который постоянно задает вопросы и проводит эксперименты «а что, если?», может быть чрезвычайно ценным. В эпоху машинного обучения, массивных данных и триллионов сенсоров, качество вопросов, задаваемых следующим поколением, будет наиболее важным аспектом образовательного процесса.
3. Воображение (Imagination)
Предприниматели и визионеры представляют мир (и будущее), в котором они хотят жить, а затем создают его. А дети – это самые мечтательные среди людей… Они непременно должны знать, насколько раскрепощающим и созидательным может быть их детское воображение.
4. Критическое мышление (Critical Thinking)
В мире, наводненном часто противоречивыми идеями, необоснованными претензиями, вводящими в заблуждение заголовками, негативными новостями и дезинформацией, обучение навыкам критического мышления помогает найти сигнал в шуме. Этот принцип, пожалуй, самый трудный для обучения детей.
5. Твердость характера/Стойкость (Grit)
Модный термин grit определяется как «настойчивость в достижении долгосрочных целей», и в последнее время он широко признан как один из самых важных факторов успеха. Крайне важно научить наших детей не сдаваться, продолжать попытки и продолжать пробовать новые идеи для вещей, ради которых они действительно готовы увлеченно достичь чего-то осмысленного и существенного. Большая часть моего личного успеха исходит из такого упорства или даже упрямства.
1. Система оценивания
В традиционной системе образования вы начинаете с пятёрки или «A», и каждый раз, когда у вас что-то выходит не так, ваша оценка становится всё ниже и ниже. В лучшем случае – это демотивация, а в худшем случае оценка не имеет ничего общего с миром, в котором вы живете уже как взрослый человек.
2. «Sage on the Stage» или дословно «Мудрец на сцене»
В большинстве классных аудиторий учитель читает лекцию учащимся, половина из которых скучает, а другая половина пребывает в растерянности. Модель учителя как фокуса образовательного процесса пришла к нам со времён дефицита, когда великие педагоги и сильные школы были большой редкостью.
3. Релевантность
Когда я вспоминаю школу, я осознаю, насколько многое из того, чему я обучился, никогда не пригодилось позднее в жизни, и сколько важных уроков успеха я вынужден был добыть сам.
4. Шаблонность мышления и воображения
Наверное, больше всего меня беспокоит архаичная связь нынешних школ с массовым фабричным/заводским производством времён индустриализации. Учебные программы настолько структурированы «зубрёжкой», что подавляется оригинальность и неординарность у абсолютного большинства детей. Я вспоминаю свои школьные годы, когда всякая моя необычная мысль, которая вела в конечном счёте к прорыву или открытию, воспринималась как банальный бред юноши-максималиста. Где сейчас поддерживаются сумасшедшие, бредовые идеи в наших школах? Где поддерживается нестандартное мышление и необузданное воображение?
5. Скукота
Если учёба в школе – это обуза, скучная или без эмоций, то самый важный двигатель познания человека – страстная увлечённость – напрочь исключена. Когда наши дети заучивают факты и цифры, пассивно сидят в классе и штудируют нудное национальное тестирование, то сама цель высокого балла не оправдывает вышеперечисленные средства. Это и у нас, и в России, и в США. Согласно опросам в США, более 50% американских школьников, бросивших школу, называют скуку как причину №1 своего ухода из школы.
5 ПРИНЦИПОВ ДЛЯ ИХ РЕШЕНИЯ
1. Страстная увлеченность (Passion)
Вы не поверите, если я скажу, что большинство людей не имеют миссии в жизни. Призвания. Что-то, что каждое утро поднимало бы их из постели. Самый ценный ресурс для человечества – это неуёмный и пылкий человеческий разум, поэтому так важно создание будущего для страстно увлечённых детей. Своих же детей я хотел бы поддержать в поиске их страсти или цели жизни, чего-то уникального для них самих.
2. Любознательность (Curiosity)
Это качество, врожденное у детей, но потерянное у большинства взрослых в течение их жизни. В мире Google, роботов и искусственного интеллекта воспитание ребенка, который постоянно задает вопросы и проводит эксперименты «а что, если?», может быть чрезвычайно ценным. В эпоху машинного обучения, массивных данных и триллионов сенсоров, качество вопросов, задаваемых следующим поколением, будет наиболее важным аспектом образовательного процесса.
3. Воображение (Imagination)
Предприниматели и визионеры представляют мир (и будущее), в котором они хотят жить, а затем создают его. А дети – это самые мечтательные среди людей… Они непременно должны знать, насколько раскрепощающим и созидательным может быть их детское воображение.
4. Критическое мышление (Critical Thinking)
В мире, наводненном часто противоречивыми идеями, необоснованными претензиями, вводящими в заблуждение заголовками, негативными новостями и дезинформацией, обучение навыкам критического мышления помогает найти сигнал в шуме. Этот принцип, пожалуй, самый трудный для обучения детей.
5. Твердость характера/Стойкость (Grit)
Модный термин grit определяется как «настойчивость в достижении долгосрочных целей», и в последнее время он широко признан как один из самых важных факторов успеха. Крайне важно научить наших детей не сдаваться, продолжать попытки и продолжать пробовать новые идеи для вещей, ради которых они действительно готовы увлеченно достичь чего-то осмысленного и существенного. Большая часть моего личного успеха исходит из такого упорства или даже упрямства.