Публикации в СМИ

Третий учитель: как сделать мебель частью учебного процесса

Казахская Astana Garden School и балийская Academy of light, Европейская гимназия, расположившаяся в типовой панельке в Москве, и сеть школ Smart School, арендующая первые этажи новостроек и загородные коттеджи, а также петербургская Моя школа в историческом памятнике на Новой Голландии. Мы изучили интерьеры пяти разных школ, чтобы понять, как сделать мебель частью образовательной экосистемы.
Пару лет назад директор екатеринбургской школы «Многоточие» попросила дизайнеров спроектировать один из классов без учительского стола. Вместо него было решено поставить тумбочку для методичек и стул-седло на колесиках, на котором учитель перемещался бы по классу. «В формат этой школы идея отлично вписалась. Там ученики с учителями были «на ты», давали друг другу прозвища. Но сможет ли, к примеру, 60-летний мужчина разъезжать на стуле и обходиться без стола?», – рассказывает дизайнер, основатель студии Архбука Евгений Головко.
«Как только мы ставим парты в кружок и рассаживаем детей лицом друг к другу, педагогу нужно отказаться от фронтальной позиции. Он уже не может пользоваться обычным столом и стулом. Встает вопрос – насколько мы сами готовы учиться новому, и насколько мы в этом смысле понимаем ребенка, которого учим», – согласна основатель сети школ Smart School Мария Вальганова.
«Ты придумываешь не мебель, а экосистему, частью которой является эта мебель», – объяснял руководитель кафедры «Дизайн мебели» Академии имени С. Г. Строганова, сооснователь бюро CheburDesign Кирилл Чебурашкин во время прямого эфира в EdDesign Mag. Потому что мебель для дошкольников – это одно, а для младшей школы – совершенно другое, потому что разные школы исповедуют разные принципы и педагогические системы, потому что в школах разные метражи и бюджеты разные.
Это текст о том, что школьная мебель — не внешнее обстоятельство, с которым педагогам и ученикам надо как-то справляться, а часть образовательного сценария, процессов, которые будут в этой школе происходить. О том, что «школьной мебели» вообще не бывает.

Astana Garden School: интерьер настраивает на образование

Место: Нур-Султан (Астана), Казахстан // Принципы: поддержание «аппетита к учебе» через среду, яркость, функциональное зонирование, внимание к отдыху и разгрузке
"Дети проходят мимо класса и через витражное окно видят, что происходит внутри. Это зажигает в них желание заниматься. Мы стараемся сделать так, чтобы мебель и обстановка «прогревала» ребенка – пользуемся стильной мобильной мебелью сочных, «вкусных» цветов. Так появляется «аппетит» к учебе." - Нурмухаммед Досыбаев, основатель и директор Astana Garden School.
Про здание: Здание школы площадью 13 000 квадратных метров, рассчитанное на 900 учащихся, возведено с нуля казахской компанией “Астанагражданпроект”. Для оформления интерьера заказчики привлекали местных и зарубежных дизайнеров, в том числе Евгения Головко. Кампус состоит из трех корпусов с переменной этажностью - от 3 до 5, спортивного и лабораторного комплексов.
Про образовательные интерьеры: Школьная программа предусматривает активное сотрудничество детей во время уроков. Поэтому решено было закупить персональные трапециевидные парты, которые легко можно соединить для групповой работы. Однако дизайнер Евгений Головко, который занимался оснащением мебелью классов, заметил, что некоторые учителя по-прежнему практикуют фронтальную работу. «Учителя согласно кивают головой, но столы так и стоят неподвижно. Но для работы группами педагоги используют пространства за пределами класса, которых в школе множество», - говорит Головко. Обнаружив это, дизайнер спроектировал новую конструкцию для групповой работы - большой стол волнообразной формы с ящиками для бумаги, розетками и ячейками для горшков с цветами. За ним можно работать группами или поодиночке.
Про внеучебное пространство: Большую часть учебного года в Казахстане холодно, так что пространство для отдыха и разгрузки устроили прямо в школе – в цокольном этаже. Вместо обычных узких коридоров спроектировали между классами широкие пространства с нишами, в которых расположили кадки с настоящими деревьями. Под ними можно посидеть на лавочке или пуфе. Пространство для отдыха легко трансформируется в конференц-зону для мероприятий.
Школа Astana Garden School в Казахстане
Школа Astana Garden School в Казахстане
Фото предоставлены Astana Garden School
Про мебель для учителей: В Astana Garden School все предметы преподаются на английском языке. Работают здесь местные педагоги, вернувшиеся на родину после окончания западных вузов. Миссия школы – поднять статус учителя в стране и уважение к нему. «Учителя - наш локомотив, на них все держится. Они капризные. Но мы внутренне радуемся, что они проявляют себя», - говорит Нурмуххамед Досыбаев. Когда при проектировании кабинетов в новом здании школы учительскую для преподавателей старших классов решили сделать на первом этаже, педагоги запротестовали. «Они хотели иметь возможность отдыхать подальше от детей. Кроме того, в комнате на первом этаже было слишком мало места. Тогда мы вместе выбрали для них тихое место на верхнем этаже с прекрасным видом», - рассказывает менеджер. В уютный лаунж с кухней, пространством для отдыха и индивидуальной работы даже пришлось покупать новые рабочие столы. Первый вариант – групповые модели для коворкинга, педагоги отвергли, сославшись на необходимость уединиться. В результате у каждого появился свой отдельный стол.
Публикации в СМИ