Публикации в СМИ

«Это упрек нашим вузам»: почему государство делает ставку на заграничное образование

В Казахстане появится не меньше пяти филиалов престижных зарубежных университетов. Об этом на неделе заявил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов. После поручения президента открыть представительства авторитетных вузов в нашей стране профильный министр тут же сообщил, в каких городах они появятся.

Помимо Алматы и столицы, в список вошли Атырау, Актау и Петропавловск. И у жителей севера республики уже в сентябре может исполниться «аризонская мечта». Ведь именно там, на базе Северо-Казахстанского университета имени Козыбаева, откроется филиал Университета Аризоны, который входит в топ-100 лучших вузов планеты. Не Гарвард, конечно, но и Петропавловск не Бостон.

Ерлан Шуланов, ректор СКУ им. М. Козыбаева:
– Мы планируем, что на первом этапе это будет порядка 10 образовательных программ по направлениям: инженерия, агротехнологии, естественные науки и, возможно, это будет медицина. Обучение будет на наших традиционных языках – на казахском и русском, но предполагается, что достаточно большая доля программ будет вестись на английском языке.

Те, кто не хочет дожидаться прихода зарубежных вузов в нашу страну, могут подать заявки на обучение в лучших российских.


В программу «Болашак» включили знаменитые Бауманку, МГУ имени Ломоносова, МФТИ. Казахстан решил сделать ставку на технических специалистов, нам нужно поколение инженеров.

Вот только где они будут работать, задаются вопросом специалисты. Согласно последним данным Центра трудовых ресурсов, в этом году дипломы получат больше 295 тысяч граждан, а найти работу смогут только 188 тысяч из них. При этом самыми востребованными профессиями останутся: охранник, бухгалтер, продавец и водитель.

Что изменит реформа высшего образования, смогут ли остановить утечку мозгов за границу? Почему вуз и ныне там?

В Казахстане переизбыток экономистов, юристов, менеджеров. И острый дефицит инженеров. Эта профессия в нашей стране не пользуется популярностью. Из 560 тысяч студентов только 110 тысяч выбрали техническое направление. А молодые казахи должны быть технарями, считает президент. Как это исправить, за неделю придумали в Министерстве образования.

Жанна Есинбаева, руководитель управления департамента высшего и послевузовского образования МОН РК:
– Планируется увеличить долю госзаказов, выделяемых на технические направления подготовки. На сегодняшний день этот вопрос проработан, доля технических специальностей, на которые выделяются госзаказы, будет увеличен до 60%.

В сентябре 10 тысяч абитуриентов получат возможность бесплатно осваивать технические специальности. Правда, казахстанцев все чаще привлекают зарубежные вузы. К примеру, учиться в Россию ежегодно уезжает около 40 тысяч абитуриентов.

Темирлан Абильдаев точно знает, почему. Темирлан Абильдаев:
– Я выбрал Санкт-Петербург, Россию, ну потому что образование, которое я здесь получил, оно выше уровнем образования, которое я могу получить в Казахстане. Я обучался и обучаюсь бесплатно все это время. Здесь, в Санкт-Петербурге, учиться выгоднее, потому что ну это, так скажем, ближе к научным центрам, нежели Казахстан.

Летом Темирлан окончит магистратуру. Но возвращаться в Казахстан пока не собирается. Хочет получить еще степень кандидата наук. К тому же нашел там работу по специальности.

Темирлан Абильдаев:
– Я стал работать после окончания бакалавриата. Я работаю статистиком в клинических исследованиях. И мы должны проверить, насколько эти лекарства являются эффективными. Статистки занимаются оценкой результатов этих испытаний. Они делают вывод о том, является ли лекарство эффективным.

Казахстанец Артур Бабичев тоже уверен, что станет врачом в России. Будущий хирург учится на первом курсе медицинского университета в Новосибирске. Артур хвалит профессионализм местных педагогов, а также техническое оснащение вуза.

Артур Бабичев:
– После окончания новосибирского вуза я тоже могу переехать в Москву, Питер и проходить ординатуру там. Хочется остаться здесь и строить дальнейшую жизнь.

Строить жизнь казахстанцы должны в Казахстане. А потому президент решил, что пора менять курс программы «Болашак». Обучаться в российских вузах студенты должны на наших условиях.

Ляззат Адилова, директор департамента международного сотрудничества МОН РК:
– В связи с поручением главы государства по переориентированию программы «Болашак» и необходимостью подготовки технических кадров мы внесли в данный список изменения и включили туда ведущие технические российские вузы, такие как Баумана, МФТИ, МИФИ.

Сейчас по международной программе в Москве учится около 40 студентов. Все в МГУ имени Ломоносова. Этот вуз был единственным в списке «Болашак» из России. Поэтому в основном студенты стремились в университеты Канады, Великобритании и США. Правда, пройти отбор получается не у всех. Инженеры, которые так нужны стране, не могут сдать экзамен по английскому языку.

Василий Шахгулари, эксперт ЮНЕСКО:
– Одаренные дети есть. Но он жил в селе, у него не было возможностей хорошо учить английский язык. А когда его начинают по «Болашаку» тестировать, язык не знает, он сразу за бортом находится.

Вот и получается, что только треть «болашаковцев» отправляется изучать технические науки за рубеж, говорят эксперты. Остальные выбирают гуманитарные специальности. Асель Абилдаева учится в Калифорнии. Она специалист по стратегическому управлению в сфере образования. Одна из тысячи студентов, которая обучается сегодня по программе «Болашак».

Асель Абилдаева:
– Мой выбор страны и университета пал не случайно. Потому что мое исследование посвящено изучению факторов, которые влияют на отток талантов в Соединенные Штаты Америки. Я убеждена, что результаты исследования могут послужить хорошим ресурсом для совершенствования молодежной политики Казахстана.

Асель должна стать ценным кадром для казахстанского рынка. После окончания стажировки она обязана вернуться на родину и отработать государственную стипендию.

Свой долг за обучение в Кембридже Нурмухаммед Досыбаев вернул полгода назад. В течение пяти лет он работал в шымкентском управлении образования и школе, которую открыл сам.

Нурмухаммед Досыбаев:
– Наша компания оплатила государству, если на этот момент считать, это уже более чем 100 миллионов тенге налогов. Так же как и создать более 120 рабочих мест. Цена обучения, которую государство покрывало со своей стороны, составляло около 14 миллионов тенге, это еще до девальвации.

Нурмухаммед считает, что международную программу нужно совершенствовать. Отправлять учится за рубеж больше студентов. А еще вернуть бакалавриат. Хотя бы для тех, кто планирует осваивать технические специальности. Но эксперты с ним не согласны.

Гизат Маханов, руководитель проектов по профориентации:
– Я бы лучше отправил 100 магистрантов за пару лет, чем за этот же бюджет я отправлю там 10 бакалавриатов. Потому что у них там 3-4 года обучения, а у магистрантов года два. Когда молодая 17-18 и сразу попадает в эту новую среду, человек успевает полностью поменяться, и, соответственно, есть за что цепляться за границей.

Бакалавров тоже скоро начнут учить в зарубежных вузах, только на территории Казахстана.В нашей стране откроются сразу пять филиалов престижных иностранных университетов.

Жанна Есинбаева, руководитель управления департамента высшего и послевузовского образования МОН РК:
– Приоритет будет дан на технические направления, на технические вузы. В качестве стран-партнеров мы рассматриваем как страны Европы, Соединенные Штаты Америки, а также Российская Федерация.

Два зарубежных вуза появятся в Северо-Казахстанской области. Власти Петропавловска на этой неделе подписали меморандум с университетом Аризоны. И уже в сентябре казахстанский государственный вуз на 10 лет доверят в управление американскому.

Гани Ныгыметов, заместитель акима СКО:
– Это классический вуз, очень сильный в сельскохозяйственных науках, в технологиях. В сентябре этого года ожидается открытие подготовительной школы на базе Северо-Казахстанского университета, с привлечением американских преподавателей. Будут готовиться к английскому языку, будут готовиться к базовым исследовательским навыкам.

В педагогический состав войдут преподаватели США. Но 70% вакансий останутся за местными педагогами. При этом студентов все 4 года будут обучать на английском языке.

Ерлан Шуланов, ректор СКУ им. М. Козыбаева:
– Будет у наших студентов возможность пойти по международному треку. То есть три года обучаться у нас по международной программе. И последний год как минимум один семестр провести в кампусе Университета Аризоны в городе Тусон. Если студент хорошо сдаст экзамены, он получит два диплома – наш казахстанский диплом и Университета Аризоны.

Депутат Ирина Смирнова уверена, что чужие университеты создадут конкуренцию нашим. И возможно, тогда отечественные вузы задумаются о качестве образования.

Ирина Смирнова, депутат Мажилиса Парламента РК:
– Вот такой приход вузов – это упрек нашим вузам. Нашему странновому высшему образованию в том, что они сами за 30 лет на смогли создать сильных технических вузов. Это упрек и нашим основным вузам, которые получали огромное финансирование. Но не смогли выполнить то, что нужно нашей стране. Наличие, наоборот, этих вузов здесь, может, снизит количество тех наших студентов, которые уезжают в другие страны и там и остаются.

Айнур Кенжетаева говорит, даже при наличии филиала иностранного вуза она бы не осталась учиться в Казахстане. Девушка твердо решила, доктором наук станет в Америке.

Айнур Кенжетаева:
– Я бы все равно попробовала себя в США. Именно я хотела, чтобы преподаватели-американцы. Опыт, который ты получишь в другой стране, все равно будет намного больше, нежели ты останешься в своей стране.


Опыта в Германии набирается сейчас и Бексулу Бижанова.

Бексулу Бижанова:
– Мне только сейчас поступило предложение от рекламного агентства. Я буду отвечать за проекты. Будут поступать заявки от клиентов, мерчендайзер продуктов либо для рекламы продукции, и я буду вести эти проекты.

За работу Бексулу предложили 3 тысячи евро с дальнейшим повышением оклада. Говорит, для жизни в Мюнхене этого достаточно. Такие же зарплаты нужно платить вернувшимся из-за рубежа казахстанцам, считают эксперты. Но проблема в том, что специалистам без опыта, даже с элитным дипломом, не всегда есть место в отечественных компаниях.

Василий Шахгулари, эксперт ЮНЕСКО:
– Хорошо, мы выпустили их всех, куда они пойдут завтра, чем они будут заниматься? Возвращаясь сюда, мы сталкиваемся опять-таки с проблемой их переобучивания, переподготовки и переориентируем на наш рынок.

Пока диплом иностранного вуза казахстанцам, кажется, не пригодится. В списке самых востребованных профессий в этом году бухгалтеры, продавцы, водители и охранники. Эксперты говорят: чтобы высококвалифицированные специалисты не попали на биржу труда, для них необходимо создавать новые рабочие места на предприятиях. В противном случае вместе с ростом уровня образования страна может получить и рост безработицы.
Публикации в СМИ