Публикации в СМИ

Поделюсь своей мечтой, которая достойна стать мечтой каждого казахстанца, и вот почему...

Для всеобщего и устойчивого процветания Казахстана и его общества всем казахстанским детям нужно предоставить возможность учиться бесплатно в школах в одну смену, а после обеда предоставлять им выбор оставаться в них же для дополнительного и разностороннего развития, как это сделали в 15 миллионной Москве. За годы независимости было построено 1500 новых школ. Но и этого уже недостаточно. На сегодняшний день, из-за высокого уровня рождаемости, катастрофической нехватки новых школ, бюрократии в процедурах строительства и недостаточного уровня финансирования практические все школы страны продолжают функционировать в две смены. И так как все дети являются гражданами своей страны и частью общества, ни для кого не должно быть разницы, где процесс обучения и развития будет иметь место, в государственной школе либо частной/международной. Главное обеспечить всеобщее качество выпускников для страны на выходе.

Для этого нам всего лишь нужно за 10 лет построить 3000 новых школ каждая на 800-1000 мест. Если за 30 лет построено 1500 школ, а за 10 лет ставим цель построить 3000, то это значит, что предстоит увеличить темпы работы и строительства на 6 раз. И наш исследовательский опыт, и расчеты подсказывают, что мы это вполне могли бы осуществить при совместном и тесном сотрудничестве государства, инвесторов, финансовых институтов, бизнеса и общества. Про нами проработанный механизм того, как это осуществить оставлю на потом, а пока немного текущей статистики.

На содержание 1 школьника в общеобразовательных гос. школах выделяется примерно 1000-1500 тенге в день, или почти 200 тыс. тенге подушевого финансирования в год.

Для сравнения, на содержание 1 заключенного под стражу гражданина страны выделяется примерно 2500-3000 тенге в день, или почти 600 тыс. тенге в год (прошу поправить если не точно).

В частных же школах и только в некоторых специализированных гос. школах благодаря взносам родителей или доп. финансированию государства и разных фондов эта сумма может в среднем доходить от 5 до 15 тысяч тенге в день на ученика, или почти 1-3 млн тенге в год.

В международных же школах сумма доходит до 50 тыс. тенге в день на ученика, или почти 9 млн тенге в год.

По этой главной причине разного уровня финансирования на душу человека у них разные как условия обучения и воспитания, так и учебные достижения на выходе.

Учитывая тот факт, что 98% всех школ страны являются общеобразовательными государственными организациями образования финансируемыми исключительно из гос казны и всего 2% из них финансируются дополнительно за счет личных вложений самих родителей и местами гос. бюджета являясь специализированными, частными либо международными школами, то можно предположить, что на выходе скорее всего они будут иметь отличительный друг от друга академический результат, как и уровень их последующего вклада в развитие общества в течении жизни.

Понятно, что обучение учащихся гос. школ страны финансируются в зависимости от бюджетных возможностей страны, налогов и экономического положения.

Тем не менее, с учетом международной практики и исследований, если страна ожидает большего вклада в развитие общества в долгосрочной перспективе не только от 2% а от всех 98%, то будет рациональным и разумным шагом уделить первоочередное внимание увеличению расходов специфики среднего образования и довести ее до среднего по ОЭСР, с текущих 3% от ВВП до 5-6%. При необходимости оптимизировав другие затраты либо затрагивая дополнительные резервы.

С приходом нового главы Правительства страны и министра образования чувствуется, что статус-кво меняется в лучшую сторону.

С учетом готовящейся к утверждению новой Государственной Программы развития Образования на 2020-2025 годы предлагаю Правительству рассмотреть включение в целевые индикаторы поэтапный перевод всех городских школ страны, начав этот процесс с города Нур-Султан в 2020 году по опыту Москвы (где не осталось 2-х сменных школ) на обучение в одну смену, а также пересмотреть сумму подушевого финансирования и увеличить ее в три раза с текущих 225 тенге на душу ученика до 750 тысяч тенге в год, что даст толчок на строительство новых школ либо дополнительных пристроек.

П.С. Вы этого хотите и верите? Ваши предложения по механизму реализации?
Мой блог